
При разработке стратегии бизнеса иногда применяют прием сбора идей от сотрудников. Спорный прием, но тем не менее. Один из клиентов попытался его применить и утонул в большом количестве достаточно бестолковых предложений. В том смысле, что к стратегии они никакого отношения не имели. В связи с чем, у меня родилась идея предложить сотрудникам самим оценивать предложение на стратегичность. Для этого я разработал анкету, которую предлагаю вашему вниманию. Она достаточно удобна при рассмотрении стратегических альтернатив и на стратегических сессиях. Позволяет быстро отбросить идеи, которые к стратегии никакого отношения не имеют. Потренироваться можно протестировав текущую стратегию вашей компании. 🙂 Что у вас получилось? Критика и предложения приветствуются!
Тест: относиться ли альтернатива к стратегическим
Стратегические альтернативы должны отвечать следующим требованиям:
- Формировать уникальность компании на рынке
- Быть сложно копируемыми конкурентами
- Иметь долгосрочный эффект, т.е. позволят сохранить преимущество компании на горизонте в 3-5 лет
- Реализация стратегической альтернативы должно приводить к изменению структуры затрат компании
- Позволяет компании зарабатывать больше конкурентов (прибыльность или объем продаж)
- Компания должна концентрироваться на реализации возможностей, а не на решении текущих проблем
Если компания будет/должна реализовывать предложение вне зависимости от выбранной стратегии (повышение качества сервиса, расширение ассортимента и т.д.), то данное предложение не является стратегическим, а относится к вопросам операционной эффективности.
Проанализируйте свои предложения и посчитайте, какое количество балов они набирают. Это позволит оценить, относятся ли эти предложения к стратегическим инициативам:
- Предложение позволит компании стать уникальной на рынке (отличаться от конкурентов) – плюс 1 балл
- Конкурентам тяжело будет скопировать данное отличие – плюс 1 балл
- Предложение имеет долгосрочный эффект – плюс 1 балл
- Предложение приводит к изменению структуры затрат компании – плюс 1 балл
- Предложение позволит компании зарабатывать больше – плюс 1 балл
- Предложение относится к реализации возможностей, а не решению текущих операционных проблем – плюс 1 балл
- Данное предложение должно быть реализовано вне зависимости от выбранной стратегии – минус 2 балла
Если ваше предложение набрало 5-ть и более балов, то его можно отнести к стратегической альтернативе.