05 Янв

Тенденции на рынке Дополнительного Профессионального Образования в 2016 году

Итоги года подведены (я доволен! 🙂 ). Праздники отпразднованы. Можно заглянуть хотя бы на год вперед. Ниже приведены мои размышления, но не как инструкция к действию, а повод подискутировать с участниками рынка. Что вижу…

Рынок Москвы в части коротких обучающих программ (от одного до пяти дней) сократился в разы, если не на порядок. Если раньше места хватало всем, то сейчас произошла консолидация рынка. И нет уверенности, что даже лидеры получают достойный усилий финансовый результат. Как следствие, тренерам все больше приходиться летать по регионам, где падение спроса, в целом, на короткие обучающие программы не было столь критичным. Или регионов просто больше? Консолидация провайдеров в регионах, думается, только начинается.

На пике находятся конференции и близкие к нему форматы. Но уже можно констатировать, что Москва насытилась форматом и рынок или стагнирует, или уже сокращается. Спасут в плане роста, опять же, регионы.

Итого по открытым программам обучения:

  • рынок в целом продолжает стагнировать и сокращаться. Уровень падения не берусь предсказать
  •  уходят форматы средней продолжительности в 2-3-5 дней
  • будет расти популярность мини формата (4 часа), где будет происходить обучение чему то конкретному. Узкоспециализированный тренинг
  • однодневные семинары будут все больше смещаться к мотивирующим мероприятиям. А так же мигрировать в сторону конференционного формата: в рамках одного дня будут выступать (последовательно или параллельно) несколько спикеров. Чем-то напоминай кейс про цирк в Америке начала 20-го века
  • существенную долю по выручке будут делать конференции
  • будет расти формат среднесрочного вечернего обучения от 80-100 часов. Люди потянуться получать новые востребованные специальности. Но стоимость в пересчете на час такого формата обучения будет низкой
  • в целом рынок ждет снижение реальной (эффективной) стоимости мероприятий. Те с учетом поправки на рост курса валют и инфляцию. Мероприятия в регионах по 3000-5000 рублей за участника будут нормой.

Отдельной тенденцией, надеюсь, люди пойдут учиться на свои, а не корпоративные деньги.

И еще пара наблюдений. Самые эффективные бизнесы, по мнению экспертов, в 2016 году и далее – коммуникационного типа. Провайдерам стоит больше внимания уделить созданию условий для общения участников между собой. Это уникальный шанс! А вот как это лучше сделать … увы, пока не знаю.

Коллегам, кто будет развиваться в открытом формате, скорее всего, будет полезен опыт шоу-бизнеса. Люди хотят не только знаний, но и зрелищ с впечатлениями. Экономика впечатлений в целом растет.

Корпоративное обучение:

По разным оценкам, бюджеты сократятся на 10-15%. Потребление обучения в малом и среднем бизнесе будет носить непрогнозируемый, спонтанный характер. Основные деньги будут у крупных заказчиков. Близость и теплые отношения с ними помогут сделать год успешным в финансовом плане. Но и здесь есть существенные изменения:

  • все больше желание ориентироваться не на процесс, а на результат. Будет расти обучение действием и «длинный» консалтинг. Клиент будет спрашивать не обучение, а комплексный проект с выходом на результат.
  • компании вкладывают существенные деньги в дистанционные формы обучения. Толку пока не много, но когда то прорыв должен случиться. Может это случится благодаря виртуальной реальности от Oculus?
  • вырастет конкуренция. «Звезды» от нее пострадают меньше, скорее всего, у них работы прибавиться. А вот молодым коллегам будет тяжело…

В длинную жду подвоха в изменении подходов к обучению с развитием искусственного интеллекта.

Попробовал описать свое видение в небольшом сегменте рынка. Про который меньше всего пишут в отличи от высшего образования или МВА. Со всем согласны?

Поддержи!Tweet about this on TwitterShare on VKShare on Facebook55Share on LinkedIn18Share on Google+0Email this to someonePrint this page

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Андрей Кулинич. Copyright © 2001-2016