06 Май

Небольшое исследование аудитории ВК на примере Беларуси

В практических целях и чтобы удовлетворить свое любопытство, провел небольшое исследование аудитории ВК на примере Беларуси.
По состоянию на февраль 2017 года во ВКонтакте 5 750 500 пользователей отметили себя как проживающие в Республике Беларусь. Сделаем случайную выборку в 3000 записей из 5 миллионов для более глубокого изучения.

В таблице приведена статистика по году последнего захода в ВК и тип платформы, с которой последний заход был совершен пользователями.

Бросается в глаза, что только 45,3% экаунтов можно считать «живыми» (совершили хотя бы один заход в 2017 году).  В то же время статистика по платформам полностью соответствует всем остальным исследованиям.

Классическая теория говорит, что на основании случайной выборки 1300 респондентов мы можем делать вполне обоснованные заключения о генеральной совокупности. Отчасти хотелось проверить эту теорию, и пока она подтверждается. Если отбросим тех, кто не заходил в ВК в 2017 году, у нас останется 1358 исследуемых. Дальше будем работать только с ними.

Стало любопытно найти микро лидеров мнений нашей случайной выборки. Для этого я отдельно выгрузил друзей исследуемых и построил граф, который состоял уже из 178492 узла и 188788 связей. Но данный граф не является связанным. Он состоит из 237 подграфов. Топ-10 по количеству узлов подграфов (в порядке убывания):

86, 90, 90, 93, 93, 94, 104, 143, 178, 173456

Нас дальше интересует подграф с 173456 узлами. Что интересно, большинство (97%) случайных пользователей связаны между собой через друзей первого порядка. Да, граф сильно разрежен. Максимальное количество связей на один узел равно 4 и таких узлов всего 84. Но тем не менее!

Находим PageRank пользователей самого большого подграфа. Список их приведен ниже в порядке убывания.

  1. 69288379
  2. 9571835
  3. 243754640
  4. 263381555
  5. 201698099
  6. 20710823
  7. 368095912
  8. 216460780
  9. 69796630
  10. 11801948

По графу мы видим, что экаунты с наибольшим PR не связаны между собой напрямую. Пять из них изначально входили в случайную выборку. Естественно, они не являются лидерами мнений белорусского сегмента. Мы можем говорить только в рамках нашего подграфа. Что это за экаунты – можете изучить самостоятельно.

Давайте попробуем понять интересы белорусской аудитории ВК. Для этого соберем статистику по группам, в которых состоят наши исследуемые. Если выборка репрезентативна, то это будет отражать популярность сообществ ВК в Беларуси.

По ссылке сможете найти отсортированные в порядке убывания группы, на которые подписаны наши испытуемые. Разнообразие впечатляет! Мы получили список из 55 417 уникальных групп для 1358 участников. Что любопытно, в ТОП-10 нет белорусских сообществ. Рейтинг очень хорошо совпадает с топом российского сегмента. А первое белорусское сообщество мне удалось идентифицировать только на 20-м месте и это было «Отдам Даром Минск» (id 58641250). В дальнейшее исследование я  включил сообщества, которые попали в топ-100. Ниже сообщества которые участвовали в исследовании:

  1. 58641250            Отдам Даром Минск
  2. 83022759            АМИ мебель
  3. 17406378            ONLINER.BY
  4. 24749774            БАРАХОЛКА Минск Беларусь
  5. 57422635            Бесплатный Минск
  6. 89617479            Беларусь Сейчас
  7. 11003113            ТВОЙ МИНСК
  8. 41674686            Kufar
  9. 62398803            Купить BY Минск

Полный список в файле по ссылке. Если кого то из белорусских сообществ пропустил, дайте, пожалуйста, знать. Помимо этого я включил в исследование по личным соображениям следующие паблики:

  • Tutby                   Белорусский портал TUT.BY
  • Zorkagold           Ювелирный завод ZORKA
  • 21vek_by           Онлайн-гипермаркет 21vek.by
  • 5elementbelarus            5 элемент
  • Evrooptby          ЕВРООПТ

Я уверен, есть логическое объяснение, почему сообщество tut.by попало на 670 место. Правда, я пока не знаю этого объяснения. 🙂

Было собрано 1 898 084 не уникальных ID пользователей, участников групп. Я построил граф, где вершина это сообщество, а дуга взвешена. Вес дуги рассчитывается как количество пользователей, которые есть в обоих сообщества деленное на количество участников меньшего сообщества. Мне показалось, что таким образом лучше будут понятны взаимосвязи. Причем, на графе я отобразил только взаимосвязи с уровнем значимости 0,2. Т.е. более 20% участников меньшего из сообщества состоят и в большем сообществе. Полная версия пересечения аудиторий по ссылке.

Любопытно, что «Зорка», «Беларусь Сейчас», «Kufar» стоят особняком и не с кем не имеют связей значимостью больше 20%. А вот «Отдам Даром Минск», «Купить BY Минск», «Бесплатный Минск» — очень сильно пересекаются между собой. Так уровень пересечения аудитории между первыми двумя составляет 47%. Если планируете размещать рекламу в этих пабликах, то можно остановиться только на одном из трех пабликов. Оригинальная аудитория и у Onliner. Так что вполне имеет смысл размещать рекламу в пабликах Onliner’а и tutby одновременно. А вот у «5 элемента» сильная связь с «АМИ мебель» и «Еврооптом». Думаю, совместные акции были бы эффективны и эту связь можно развивать. Любопытных наблюдений на основании этого графа может родиться много. Так же как и появляются все новые вопросы. Если любопытно, можем продолжить исследование.

Поддержи!Tweet about this on TwitterShare on VKShare on Facebook19Share on LinkedIn5Share on Google+0Email this to someonePrint this page

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Андрей Кулинич. Copyright © 2001-2016