23 Янв

Маркетинг как мечта

По моим наблюдениям, успех в компании – это либо случайность, либо мечта отдельно взятого человека, иногда группы. Как вариант, комбинация обоих факторов. Почему многие серьезные бизнесы стагнируют, не могут вернуться на траекторию роста? Все просто – собственники не знают о чем еще больше мечтать! И это серьезно.

Вспомните, любой прорыв и рост в бизнесе это борьба. Ожесточенная, напряженная борьба. Рабочий день продолжительностью 20 часов, необходимость постоянно что-то искать, придумывать, постоянное стрессовое состояние. Выдержать может только человек, у которого нет иного выхода, кроме как победить. Либо тот, которого движет мечта. «Но не всегда так!» — заявит внимательный читатель. Кому-то, действительно везет и он получает успех «на тарелочке с голубой каемочкой». Но, за многими бизнесами, с которыми я знаком, стоит именно тяжелый ежедневный труд создателей.

Давайте теперь посмотрим на состоявшийся бизнес в возрасте 10-12 лет и старше. Не всегда, но чаще всего, собственники уже реализовали все, о чем могли мечтать и даже больше. Зачем двигаться дальше? Ставятся планы вырасти, поднять рентабельность, но сами собственники саботируют выполнение этих планов. Их все устраивает! Нет, конечно, на публике они говорят, что хочется приобрести футбольный клуб или новую яхту. Заявление о мечтах могут быть и более приземленные, не суть. Но когда начинаешь разбираться более глубоко, идет откровенный разговор, оказывается, что это не их мечты. Это социально приемлемые заявления, об этом мечтают все. Чтобы не выделяться из массы таких же предпринимателей, надо говорить, что разделяешь мечты общества. На вопрос, а готовы ли они совершить трудовой подвиг, для реализации мечты, отказаться от комфортной жизни, получаешь ответ – «нет». Более того, порой двигает желание не потерять то что есть. И этот страх парализует и ведет к гибели. Важный вывод: чтобы бизнес рос, собственник (или собственники) должны иметь искреннюю мечту! Которая будет стимулировать их рисковать, отказываться от спокойной и комфортной жизни. Одним словом действовать!

Должна ли это быть мечта о бизнесе? Нет, это может быть и личная мечта, на реализацию которой нужны средства. Т.е. бизнес выступает лишь как инструмент для реализации сокровенных желаний. Бесполезно мечтать просто о деньгах – они не могут быть сами по себе мотивирующей целью. Но если мы говорим о видении бизнеса как мечте, то Джим Коллинз в свое время предложил замечательную концепцию ежа, т.е. три вопроса, на которые необходимо дать ответы:

1. Что вас действительно волнует? Вас как собственника, коллектив. Волнует – интересует, увлекает, беспокоит. То, что не дает спать и является долгосрочным интересом, а не просто любопытством.
2. В чем вы можете быть лучшим? В рамках интересующего вас направления. Что вы умеете делать лучше других? Какими редкими способностями или ресурсами обладаете?
3. Какова может быть ваша бизнес модель? Каким образом вы можете капитализировать свои умения? Про бизнес модели мы отдельно поговорим в последующих выпусках журнала. Ведь многие бизнесы сейчас зарабатывают на отличных от классической концепциях «деньги – товар – деньги».

Ответить на эти три вопроса на самом деле не так просто, как может показаться. А вот ответы будут ключом к новому росту, прорыву в вашем бизнесе. Компаниям нужны не только технически грамотные специалисты, а лидеры имеющие мечту!

«А при чем тут маркетинг?» — спросите вы. Маркетинг должен уметь «продать» мечту руководителя внутри компании. Помочь сформулировать цели так, чтобы они были вызывающими и мотивирующими. Помните, первый потребитель стратегии (цели, видения) – это сотрудники компании. Порой, даже тривиальную цель, например, повысить рентабельность продаж на 10%, можно сделать более привлекательной. «Повысить рентабельность в течении ближайший 12 месяцев на 10% с целью достижения отраслевого лидерства» — звучит уже более привлекательно. Люди любят соревноваться, достижения являются важным мотивирующим фактом. Дайте им возможность стать лучшими, выбирайте те поля, где вы можете претендовать на первое место и занимайте его.

Но давайте вернемся к случайности. Ее значимость в бизнесе так же нельзя игнорировать. Но, чтобы выиграть в лотерею, необходимо хотя бы купить лотерейный билет. Ответственность маркетинга это и создавать как можно больше поводов для экспериментов. Так и уметь распознать в нестандартном запросе клиента или провале новые возможности для бизнеса. «Все великие открытия, это эксперименты, которые пошли не так как ожидалось» — заявил не помню кто. Или Виагра – это неудачная разработка препарата от гипертонии. А когда последний раз ваша компания смогла превратить ошибку или провал в новый сокрушительный успех? Поделитесь примерами! Ведите счет поражениям, которые стали победами. Ведь случаем так же можно управлять, хотя бы создавая побольше поводов для его наступления.

Получилось несколько занудно. Возможно, подобные философские настроения связаны с моим вчера прошедшим очередным Днем рождения и переосмыслением собственных жизненных целей. Но, я уверен, что без огонька, мечты, даже технически грамотно все делая нельзя совершить прорыв. Больше всего мне жаль компаний и людей, у которых нет мечта. Дайте дорогу по хорошему одержимым. Заражайте своими мечтами.

Поддержи!Tweet about this on TwitterShare on VKShare on Facebook0Share on LinkedIn0Share on Google+0Email this to someonePrint this page

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Андрей Кулинич. Copyright © 2001-2016