29 Авг

2014 тренды в бизнес-образовании: нет больших трендов

Тренды бизнес образования 2014

Традиционно перед началом нового учебного сезона отсматриваю глобальные тенденции и делюсь с вами. Перевод как всегда не очень качественный, но главное смысл, как мне кажется.

Главный вывод я позаимствовал у Ron Zamir и вынес в заголовок. Есть ощущение, что реализуются старые тренды, а новых больших и светлых не появилось. Что сразу бросилось в глаза — это выделение e-Learning в отдельную область. Отдельно рассматривают рынки обучения и e-Learning. Но это не правильно! Почему так? Второе, серьезные изменения начинаются на рынке высшего и профессионального образования. И в ближайшей перспективе эти изменения окажут влияние на рынок бизнес-образования. Так что придется активно мониторить изменения рынка высшего и профессионального образования. И третье, чаще говорят не о тенденциях, а о проблемах, которые надо решить бизнес-образованию. Но ближе к делу, о чем пишут и говорят коллеги.

По итогам IESE Global Leadership Conference участники сформулировали пять тенденций, которые будут определять будущее бизнес образования:

1. Цифровой разрыв. Бум развития социальных медиа и рост цифровых технологий полностью меняет правила игры для компаний и бизнес-школ. Важно, чтобы бизнес-школы были готовы быстро реагировать на потребности клиентов. Быть мобильными (в обоих смыслах) и обеспечивать возможности индивидуальных траекторий развития студентов.

2. Смещение акцента на развивающиеся рынки. Компаниям надо быть более гибкими и лучше понимать культуру/ обычаи развивающихся рынков. Бизнес-школы должны поощрять:

  • космополитизм,
  • стремление понять концептуальные различия между странами,
  • освоение инструментов самопознания,
  • открытость для иностранных культур через погружение в них.

3. Новые решения в области методологии. Для инноваторов важен переход от риторического к критическому мышлению. Для развития критического мышления бизнес-образование должно содействовать:

  • способности по-новому формулировать проблемы,
  • развивать эмпатию, думать в терминах пользы для человека,
  • давать возможность постоянно практиковаться в решении проблем и совершать ошибки (!).

4. Экспериментальное обучение. Именно для предпринимателя должно преобладать обучение действием. Бизнес-школы разрабатывают целые экосистемы, чтобы участники могли взаимодействовать с реальными проектами:

  • инкубаторы,
  • семейные предприятия,
  • реальные проекты в компаниях,
  • организация конференций и взаимодействие предпринимателей с выпускниками.

5. Новый набор ценностей. Бизнес-педагоги должны вдохновлять на инновации, обращать внимание студентов на людей, которые делают значительный вклад в развитие общества. Лучшие социальные инноваторы должны стать образцом для подражания.

Примерно о том же пишет Paula Newton. Ее текст похож с тем, что я уже публиковал. По этой причине большинство пунктов даже не буду расшифровывать.

1. Обучение предпринимательству.

2. Сотрудничество и обмен. Использование социальных медиа для выявления и обмена знаниями.

3. Персонализация. За счет MOOC и открытых материалов студенты могут выстраивать индивидуальные траектории. Да, не получат диплом. Но будут все равно востребованы бизнесом.

4. Обучение в любое время и в любом месте. Крос-платформенность, кросс-форматность. Обучение с использованием мобильных устройств, так и аудио книг.

5. Обратить внимание на важность этики. Это как ответ на непрерывающуюся череду корпоративных скандалов. Имеется в виду этика корпоративного управления. А вы что подумали?

6. Действия важнее слов. Формирование программ от будущих проблем и все то же обучение действием.

7. Индия выходит на мировую арену. (!?) Harvard Business School создал программу МВА в Индии исходя из потребностей именно этой страны. Большинство бизнес школ последуют их примеру.

Вот пожалуй из интересного и все. Мне кажется, что тренды 2013 года были как то даже поинтересней. Из относительно свежего выделил для себя:

  • Обучение предпринимательству (развиваю).
  • Развитие эмпатии и возможность совершать ошибки (или в тренде, или эксперементирую с инструментами).

А что происходит у нас на рынке? На мой взгляд, тенденции крайне противоречивы:

  • Сокращается рынок коротких семинаров. Причем все заметнее падают и наборы, и количество программ.
  • Стабилен или растет сегмент корпоративного обучения. Но растет и разочарование заказчиков. Квалифицированного персонала не хватает! Стараются не учить, а найти во вне. Вот только откуда ему взяться?
  • Увлечение конференциями (не проводит только ленивый) переживут свой пик в 2014 году.
  • Технические инструменты обучения вошли в жизнь, но мир не перевернули и серьезной доли на заняли. Хотя, может я не вижу части рынка в виде корпоративных LMS.
  • МООС не очень известны и популярны среди россиян. Почему? Как и самообразование в целом.
  • Потребности в квалифицированном персонале растут. Да, и не обольщайтесь на счет своей квалификации. «Нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте. А чтобы куда-то попасть — нужно бежать еще быстрее.»

Что упустил? Выскажитесь!

PS Бонус для дочитавших. По ходу столкнулся с интересной презентацией по трендам в организации мероприятий. Там куча технических фишек, которые стоит рассмотреть организаторам. А так же на любопытный инструмент SlideKlowd.  Постараюсь на досуге с ним разобраться. А кто что использует для повышения интерактивности на мероприятиях?

Поддержи!Tweet about this on TwitterShare on VKShare on Facebook0Share on LinkedIn10Share on Google+2Email this to someonePrint this page

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Андрей Кулинич. Copyright © 2001-2016